Formula 1 Сезон 2010 Пятница, 11.07.2025, 00:41
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Справочник [5]
Пилоты [1]

Наш опрос
Лучший пилот сезона 2010
Всего ответов: 8

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Реклама от Tak.ru

Главная » Статьи » Разное » Справочник

Глоссарий
А
Аквапланирование, аквапланинг - эффект при котором машина теряет сцепление с полотном из-за большого количества воды, при этом протектор покрышки не успевает вытеснить чрезмерное количество воды из-под колеса, за счёт чего пятно касания покрышки с полотном резко уменьшается.
Активная подвеска - пpогpаммно-аппаpатный комплекс, управляющий дорожным просветом в процессе движения автомобиля с помощью гидравлических приводов, встроенных в подвеску. Это упрощает управление (реакция на pуле меньше зависит от неровностей трассы), увеличивает безопасность и прижимную силу (в данный момент запрещена регламентом FIA).
Алебарда - то же, что и леденец
Амортизатор - устройство, которое связывает рычаги подвески с кузовом автомобиля. Гоночный амортизатор гораздо жёстче тех, что стоят на обычных машинах, поскольку дорожный просвет гоночного болида очень мал.
Андерстир - (англ. Understeer – плохо слушаться руля) – положение, когда болид вошел в поворот медленнее, чем того хотел пилот.
Антикрыло - важный элемент аэродинамики гоночного болида. В полной противоположности с крыльями самолёта (что следует из названия) обеспечивают не подъёмную, а прижимную силу, которая позволяет проходить повороты с большей скоростью. На болидах установлены передние и задние антикрылья.
Апекс - (англ. Apex – высшая точка) – точка гоночной траектории, ближайшая к внутренней стороне поворота.
Апелляция - любая команда может подать апелляцию в FIA, на то решение, которое они считают незаконным.
Апрон - внутренняя, плоская часть овальных трасс, отделяющая наклонный бэнкинг от внутренней части трассы (инфилд), на которой расположен пит-лейн. Апрон используется гонщиками для съезда с бэнкинга и движения к пит-лейн для совершения пит-стопа. От бэнкинга отделяется белой полосой, заезжая за которую, гонщик не имеет права совершать обгон.
Аэродинамика - наука о силах, действующих на обтекаемое газом тело. Применительно к Формуле-1 – одна из главных наук, используемых при проектировании болидов. Конструктор, проектируя болид, пытается добиться компромисса, между аэродинамическим сопротивлением болида и прижимной силой. Также нельзя забывать про охлаждение двигателя. Воздуха, попадающего в двигатель должно быть достаточно для того, чтобы двигатель не «задыхался» на медленных трассах, но не слишком много, чтобы не ухудшать аэродинамическое сопротивление.
Аэродинамическая труба - установка, используемая для искусственного моделирования потока воздуха, обтекающего болид, для исследований в области аэродинамики болида.
Аэродинамический мешок - разряженный поток воздуха от впереди идущего болида, в который попадает позади идущий болид при максимальном приближении.
Б
Балаклава - подшлемник, который изготавливается из специального материала и служит для защиты головы и шеи пилота от ожогов при пожаре.
Баланс тормозов - тормозное усилие, которое пилоты могут изменять в процентном соотношении между передними и задними тормозами. Как правило, большая часть тормозного усилия выделяется на передние тормоза.
Балласт - дополнительный вес, который дополняет вес болида до минимального. Помогает добиться лучшего баланса в зависимости от мест его расположения.
Бамп-драфтинг - приём, используемый в гонках на овальных треках, когда находящиёся в слипстриме пилот ударяет бампером идущего впереди гонщика с целью придания ему дополнительного ускоряющего момента, в результате чего обе машины едут быстрее.
Беруши - наушники для радиосвязи.
Боксы - помещение на гоночной трассе, отведённое для работы с автомобилем во время тренировок, испытаний и гонок. В боксах проводится подготовка машины к выезду на трассу, включая оперативный контроль её параметров, настройку подвески, элементов аэродинамики и т.п., а также проведение ремонтных работ, возможных в полевых условиях. Боксы объединены в комплекс, вместимость которого (количество рабочих мест, площадь и обеспечение которых регламентированы специальными требованиями, предъявляемыми FIA) – одна из характеристик автодрома, от которой зависит тип лицензии, позволяющей проводить соревнования или другие мероприятия того или иного уровня. К боксам относят и пространство, расположенное непосредственно перед ними – пит-лейн, на котором автомобиль останавливается во время пит-стопа.
Болид - гиперболизированное определение гоночного автомобиля, введённое журналистами по ассоциации с раскалённым небесным телом (метеор, болид), стремительно рассекающим небосклон и исчезающим за горизонтом.
Большой шлем - (по аналогии с теннисом) достижение гонщика, показавшего лучшее время круга в квалификации и гонке, лидировавшего в гонке от старта до финиша и одержавшего в ней победу. Большой шлем считается исключительным достижением в Формуле-1, хотя за него не дают ни очков, ни иных наград.
Быстрый круг, боевой круг - круг в квалификации, который гонщик идёт в максимально возможном темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.
Бэнкинг - основная, «рабочая» часть поворотов на овальной трассе. Имеет тот или иной угол наклона (9°-33°), постоянный или переменный. Наклон характерен больше для поворотв, но и прямые могут иметь бенкинг. С внешней (правой) стороны бенкинг ограничен внешней стеной, с внутренней (левой) стороны – апроном. Большой угол наклона позволяет автомобилям парировать часть сил инерции и развивать большие скорости. Кроме того, езда по внешней траектории в бенкинге не всегда проигрышна и позволяет машинам идти бок о бок на протяжении длительного времени.
В
Внешний радиус - траектория, проходящая ближе к внешней кромке поворота.
Внутренний радиус - траектория, проходящая ближе к внутренней кромке поворота.
Водяной радиатор - устройство, служащее для охлаждения воды, которая выполняет функцию охлаждения двигателя.
Воздуховод радиатора - легкие углепластиковые короба, по которым воздух из воздухозаборника достигает радиаторов. Для увеличения площади охлаждаемой поверхности радиатор устанавливают диагонально относительно оси машины. На пыльных или грязных трассах, на входе воздуховода специально ставят защитную решетку.
Воздухозаборник - специальное отверстие, служащее для забора воздуха для охлаждения двигателя. Так же существуют воздухозаборники для охлаждения тормозов. Форма воздухозаборника существенно влияет на характеристики двигателя.
Воздухозаборник верхний - устройство, которое «ловит» воздушный поток над головой гонщика и направляет его в систему питания двигателя.
Воздушный фильтр - устройство, которое очищает поток, идущий от верхнего воздухозаборника, от посторонних частиц.
Ворм-ап - (англ. Warm-up – разминка) – тренировочная сессия. (см. Разминка)
Временная трасса - трасса, не являющаяся специализированным автодромом. Временные трассы прокладывают на дорогах общего пользования, рулёжных дорожках аэродромов и в других подобных местах.
Выхлопные коллекторы - устройство, служащее для отвода выхлопных газов из двигателя.
Г
Гандикап - (англ. Handicap – уравновешивать силы) – то же самое, что и фора, т.е. предоставление более слабому спортсмену определенного преимущества.
Гравийная ловушка - гравий, который находится за пределами трассы и служит для максимально возможного гашения скорости болида при вылете с трассы.
Гран-при - (фр. Grand Prix – соревнование международного масштаба) – название этапа чемпионата мира.
Граунд-эффект - (англ. Ground effect – эффект земной подушки) – эффект, при котором под днищем автомобиля создаётся область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу.
Грип - сцепление с дорогой. Чем лучше шины держат болид на трассе, тем лучше грип.
Грув - (англ. Groove – желобок) – 1) то же, что псевдослик. 2) В Америке так называется наезженная траектория, покрытая отработанной резиной с покрышек, так что сцепление с трассой повышается.
Грязная траектория - часть трассы вне накатанной траектории движения болидов.
Д
Демпфер задний - является продолжением коробки передач и защищает автомобиль от ударов сзади. Демпфер должен полностью поглощать энергию удара на скорости 43.2 км/ч и выдерживать статическую горизонтальную нагрузку в 4 тонны.
Дефлектор - аэродинамический элемент, предназначенный для упорядочивания воздушного потока перед боковым воздухозаборникам.
Джентльмен-драйвер - (англ. Gentleman-driver – хозяин-водитель) – транскрипция английского термина, также имеющий хождение и в русском языке, и обозначающего непрофессионального водителя, оплачивающего своё участие в гонках и участвующего в них для удовольствия, нередко в собственной команде и на собственной машине.
Диффузор - один из самых маленьких элементов аэродинамики болида. Принцип действия диффузора противоположен принципу действия антикрыла: вместо того, чтобы отталкивать воздух, диффузор засасывает его. Эффект этот получается из-за аэродинамической формы. Диффузор находится в самой нижней, хвостовой части болида, прямо под задним антикрылом. Объём диффузора увеличивается по мере приближения его к «концу» болида. Воздух, попадающий в диффузор из-под дна болида разрежается, за счёт попадания его в увеличенный объем диффузора, отсюда и эффект засасывания. Так как диффузор находится в зоне выхлопных газов и заднего рычага подвески, то это накладывает жёсткие требования на его конструкцию, в противном случае (при некорректном создании и регулировках диффузора) при изменении скорости выхлопные газы будут влиять на аэродинамический баланс болида. Появление диффузоров обусловлено запретом FIA поднимать хвостовую часть болида. В этом случае невозможно обеспечить нужный аэродинамический эффект без диффузоров.
Дождевая резина - шины специального состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку даже в дождь. Дождевые шины выполняются из особо мягкого компаунда и снабжаются глубокими частыми канавками для отвода воды. Также рассматривается смягчённый вариант дождевой резины – микст, с более редкими канавками. Дождевая резина используется реже, чем микст, так как обычно в случае сильного дождя гонку приостанавливают.
Доска скольжения - устройство, применяющееся для контроля минимального дорожного просвета, при помощи него отсчитывают все вертикальные размеры автомобиля.
Драфтинг - см. Слипстрим.
Дубль - ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика, завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (см. Хет-трик, Большой шлем).
Дуга безопасности - дуга над головой гонщика, служащая для защиты головы, конструкция и прочность которой четко регламентированы.
Душ из шампанского - на подиуме, после награждения кубками и гимнов в честь спортсмена победителя и команды победителя, пилотам вручаются бутылки с шампанским и они, взболтав его, поливают друг друга и других участников процесса, отмечая таким образом успешный финиш в гонке. Процедура введена Дэном Герни в 1968 году после победы в гонке 24 часа Ле-Мана.
З
Забрало - стекло шлема, закрывающее лицо гонщика.
Закрытый парк - (фр. Parc ferme – парк ферма) – специально отведённое место на автодроме, где действует особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающий их обслуживание, за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой – убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента.
Запасной болид - команды привозят на гран-при по 3 болида: 2 «боевых» и один запасной, если пилот посчитает нужным, он может воспользоваться запасным болидом в соответствии с регламентом, описывающим положении о запасном болиде.
Зеркало заднего вида - зеркало размером 5х15 см и с закруглениями по краям радиусом не менее 1 см.
И
Инфилд - (англ. Infield – внутри поля) – внутренняя часть трассы. На автодромах инфилд нередко используется для размещения вспомогательных сооружений автодрома: пит-лейн, трибун и т.п.
К
Карбон - (англ. Carbon – углерод) см. углеродистое волокно.
Квалификация - соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.
Кевлар - торговое название арамида – полипарафенилен-терефталамида, синтетического волокна, обладающего высокой прочностью (в пять раз прочнее стали). См. Комбинезон, Огнезащитный костюм.
КЕРС (KERS), рекуперативное торможение, система рекуперации кинетической энергии - организация торможения, при которой кинетическая энергия транспортного средства не рассеивается в виде тепла, как обычно, а снова используется для движения. Такая система разрешена в Формуле-1 с 2009 года.
Киль - передняя часть днища. Радиус «лезвия» не может быть меньше 50(+/- 2) мм. Часть киля, лежащая в базовой плоскости не должна выступать дальше линии, расположенной в 330 мм позади оси передних колес.
Классификация - итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определённого процента дистанции гонки (для Формулы-1 – не менее 90%). Не вошедшие в классификацию гонщики не считаются финишировавшими и не получают очков.
Клетчатый флаг - флаг, который показывается гонщикам на финише.
Клиренс - просвет между полотном трассы и днищем болида.
Кокпит - (англ. Cockpit – кокпит) – открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху.
Командная тактика - 1) Более широкое значение термина обозначает совместные усилия команды, направленные на обеспечение победы одного из гонщиков команды. При этом интересы второго гонщика, как правило, приносятся в жертву результату первого. 2) В более узком смысле под командной тактикой понимается пропуск одним из гонщиков команды своего напарника на трассе с целью обеспечения более высокого результата для него. В связи с тем, что в различные периоды существования автогонок непосредственный пропуск партнера по команде был запрещен Регламентом соревнований, команды чаще прибегают к неявным способам обеспечения более высокого результата лидера команды, и потому чаще термин употребляется в первом, более широком, значении.
Комбинезон, огнезащитный костюм - одним из наиболее важных факторов является гарантия защиты пилота и снаряжения от огня. Разноцветные комбинезоны пилотов изготавливаются из легкого волокна Nomex. Nomex схож по строению с кевларом. Не изменяет своих свойств при нагревании до 350 градусов Цельсия и способен выдержать воздействие открытого огня в течение 8 секунд, и пилот не получает каких-либо серьезных ожогов. Комбинезоны сшиты особым способом, так, что между швами создаются специальные "воздушные подушки", придающие комбинезону более низкую теплопроводность, что является очень важной особенностью комбинезона. Пилот также надевает обувь из волокна Nomex на твердой подошве, обеспечивающей хороший контакт с педалями, и перчатки из Nomex с замшевыми вставками на ладонях для более удобного захвата руля.
Комиссары - обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.
Контролируемый занос - прохождение поворота в раллийном стиле со «срывом» всех колес, при котором пилот полностью контролирует движение болида.
Контроль тяги - система, которая позволяет избегать пробуксовки ведущих колес при чрезмерной подаче топлива (в данный момент запрещён регламентом FIA).
Коушн - (англ. Caution – осторожность) – транскрипция английского термина, обозначающего фазу гонки на овальных трассах, когда над всей трассой выбрасываются желтые флаги и на трассу выезжает автомобиль безопасности. После сбора пелотона работники трассы могут приступить к аварийно-спасательным работам и приведению трассы в порядок. После чего следует рестарт.
Круг возвращения в боксы - круг в квалификации, на котором пилот в спокойном темпе возвращается в боксы (как правило, проехав свой быстрый круг и показав квалификационное время).
Круговой - пилот, которого обгоняют на круг и более.
Крэш-тест, краш-тест - (англ. Crash-test – аварийное испытание) – тест для проверки прочности частей болида в соответствии с техническим регламентом.
Крю-чиф - (англ. Сrew-chief – руководитель бригады) – транскрипция английского термина, обозначающего руководителя бригады, обслуживающей одну машину. Объединяет в себе функции шеф-механика и гоночного инженера.
Кубок Конструкторов - кубок, который разыгрывается между командами, участвующими в чемпионате мира. В зачет идут очки, набранные всеми пилотами команды.
Л
Лаунч-контроль - (англ. Launch control – контроль запуска) – система оптимизации старта. Служит для уверенного старта с места без пробуксовки (в данный момент запрещён регламентом FIA).
Леденец - табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.
Лоллипоп - (англ. Lollipop – леденец) – человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота.
Лучший круг, быстрейший круг - самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке.
М
Маршалы - то же, что комиссары.
Машина безопасности - то же, что и пейс-кар.
Механики - команда механиков, выполняющая определенную функцию во время пит-стопа, тестов, ремонта машины и т.д.
Микст, промежуточная резина - шины специального сотава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами (в Формуле-1: псевдосликами), предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.
Монокласс - класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой спецификации, как правило, одного производителя.
Монокок - несущая конструкция весом в 40-45 кг, к которой крепятся все остальные узлы машины.
Моторхоум - так называемый передвижной «дом на колесах», в котором на время гран-при располагается пресс-центр команды, а также столовая, тренажерный зал, комната отдыха и все необходимое для команды.
Н
Нон-стоп - тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.
О
Обтекатель - важный элемент аэродинамики, служащий для более гладкого обтекания воздушного потока.
Обувь - применительно к покрышкам. Часто можно услышать подобные комментарии: «болиды обуты в дождевые покрышки», «болид переобули» и т.д.
Отбойник - ограждение из стальной ленты, препятствующее вылету болида с трассы.
Оуверстир - (англ. Oversteer – избыточная поворачиваемость) – положение, когда болид вошел в поворот на слишком высокой скорости и продолжает движение боком.
Очковая зона - зона, в которой гонщик получает очки по окончанию гонки. В данный момент в Формуле-1 это места с 1-го по 8-е.
П
Паддок - специальное место, служащее для развертывания моторхоумов команд и пребывания высокопоставленных личностей.
Пейс-кар, пэйс-кар - (англ. Pace car – машина темпа), или машина безопасности – специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелотона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев). В связи с этим пилоты вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа.
Пелотон, пелетон - множество машин, участвующих в гонке.
Пилот - то же, что и гонщик, водитель гоночного автомобиля.
Пит-лейн - (англ. Pit lane – дорожка пит-стопов) – часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.
Пит-стоп - (англ. Pit-stop – пит-стоп) – остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.
Пит-уолл - часть пит-лейна противоположная той, стороне, на которой располагаются боксы команд, там находятся командные мостики команд.
Поворачиваемость избыточная - эффект, во время которого колёса автомобиля поворачивают на больший угол, чем задаётся рулем.
Поворачиваемость недостаточная - эффект, во время которого колёса автомобиля поворачивают на меньший угол, чем задаётся рулем.
Поворачиваемость нейтральная - эффект, во время которого колёса автомобиля поворачивают на такой же угол, какой задаётся рулем.
Подвеска - трехрычажная схема уже не первый десяток лет верой и правдой служит автоспорту. Рычаги изготавливаются из углепластика и титана. Согласно правилам, подвеска должна иметь нерегулируемую геометрию, а колесу дозволено перемещаться лишь в вертикальной плоскости.
Подиум - площадка, на которой производится чествование победителя, а также двух других гонщиков, пришедших вслед за ним – на «подиумных позициях». Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского. В США подиумы могут предназначаться только для победителя.
Понтон - устройство, расположенное за передними колесами, служит для устойчивости машины в поворотах.
Поребрик - полосатый бордюр по внешнему либо внутреннему радиусу поворота.
Практика - см. Свободные тренировки.
Пресс-конференция - общение пилотов, руководителей команд, а также руководства FIA с журналистами.
Прижимная сила - на высокой скорости аэродинамика болида напоминает перевернутое крыло самолета. Встречный поток воздуха прижимает болид к трассе, при этом прижимающая сила достигает 4G.
Прогревочный круг - в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе, стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае, если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой, с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.
Проезд по пит-лейн, штрафной проезд - один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн.
Промежуточная резина - то же, что и микст.
Протектор - рисунок на поверхности шин.
Псевдослики - (англ. Pseudoslicks – псевдослики) – модификация сликов, отличающая от последних тем, что содержат четыре канавки, параллельные плоскости движения колеса. Псевдослики использовались в Формуле 1 в 1997-2008 гг., и в GP2 в 2005 г. для искусственного снижения скорости ввиду снижения сцепления шины с трассой.
Пузырение - момент, когда покрышка нагревается до предельной температуры, резина начинает деформироваться и ломаться во многих частях, что даёт подобие пузырей.
Р
Разминка - (англ. Warm-up, некорректно переводится как «прогревочный заезд») – проводящаяся после квалификации, но перед гонкой свободная сессия, позволяющая пилотам настроиться на гонку. Разминку обычно проходят на гоночной настройке и с полным запасом топлива.
Регламент - список утверждённых FIA правил.
Ремни безопасности - пилоты Формулы-1 пристегнуты в кокпите шеститочечными ремнями безопасности, аналогичными тем, какими пользуются пилоты истребителей. Два плечевых, два тазовых и два паховых ремня надежно удерживают пилота за рулём и одновременно дают им достаточно свободы для управлением болида.
Рента-драйвер - пилот, который сам платит команде за участие в гонках (вместо того, чтобы команда платила пилоту). Как правило, рента-драйверами являются богатые люди, состоявшиеся в автогонках, которые желают попробовать себя в более высоком классе гонок (пускай даже за команду-аутсайдер).
Рестарт - повторный старт гонки.
Рингер - (англ. Ringer – спортсмен, незаконно участвующий в матче) – гонщик, специализирующийся на дорожных трассах и приглашаемый владельцем машины на этапы NASCAR на дорожных трассах. Его более высокий, по сравнению с регулярным гонщиком, финиш на таких этапах улучшает позицию данной машины в зачете владельцев.
Рулевое колесо - собственно руль в гоночном болиде, на котором располагаются необходимые кнопки для связи с боксами, подачи питьевой воды пилоту, баланса тормозного усилия, а также система переключения передач.
Рулевой механизм - ход колеса от упора до упора не велик (около 110 градусов). Предельный же угол поворота колес меняется в зависимости от характера трассы: на медленных трассах он максимален, а на скоростных – минимален. Рулевой механизм оснащен гидроусилителем.
С
Сайдпод - это элемент, который находится непосредственно перед понтонами в нижней части болида. Этот элемент позволяет разделить и "успокоить” поток, проходящий от переднего антикрыла и элементов передней подвески и направить его вокруг машины по низу боковых понтонов.
Свободные тренировки - заезды, которые проводятся до квалификации и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить её к гонке.
Сейфти-кар - (англ. Safety car – машина безопасности) – то же, что и пейс-кар.
Слики - (от англ. Slickness – гладкость) – абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, уменьшающих пятно контакта с трассой. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.
Слипстрим - (англ. Slipstream – зона пониженного давления за быстро движущимся автомобилем) – езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим – важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет экономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме – недостаточная поворачиваемость, а также сниженное воздушное охлаждение двигателя для идущего сзади.
Сплэш-энд-дэш, сплэш-энд-гоу - (англ. Splash-and-dash — буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу – очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Применяется, если из-за изменившейся стратегии гонщик остался без топлива (чаще всего в овальных гонках).
Споттер - в гонках на овальных трассах сидящий на трибуне наблюдатель. Задача споттера – сообщать гонщику путь маневрирования в трафике.
Срыв заднего моста - срыв задних колес болида, при котором пилоту приходить «ловить» машину.
Старт с места - (англ. Standing start – стоячий старт), Старт гран-при – болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно – согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко).
Старт с хода - (англ. Rolling start – катящийся старт), Инди-старт – болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В Формуле-1 с хода стартовали пять гонок: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003, Фудзи-2007 и Монца-2008.
Стартовая прямая - 1) прямой участок трассы от старта и до первого поворота. В кольцевых гонках стартовая прямая совпадает с финишной, и её называют «прямая старт-финиш». 2) Некорректное, но распространённое название стартовой черты.
Стартовая черта - (англ. Start line – стартовая линия), стартовая линия – черта поперёк трассы, с которой даётся старт гонки. Если старт даётся с места, обладатель поул-позиции располагается вплотную к черте. Обычно в кольцевых гонках совпадает с финишной чертой (но есть и исключения, например, Маньи-Кур – там финиш находится позади стартового поля).
Стартовое поле - (англ. Starting grid – стартовая решётка), стартовая решётка – 1) площадка на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом с места. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации (реже по результатам предыдущих гонок). Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от стартовой черты, гонщик, показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесённое на несколько метров назад от первой позиции – и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке. 2) Документ, публикующийся после квалификации и отражающий расстановку гонщиков на старте. После публикации решётки места на старте фиксируются, и апелляции больше не принимаются; в случае штрафа гонщика смещают на последнее место, а его позиция на старте остаётся вакантной.
Стоп-энд-гоу, штрафная остановка - (англ. Stop-and-go – дословно «остановись-и-езжай»), Штрафная остановка – штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (на время, названное при назначении штрафа – от 0 секунд до нескольких минут) и продолжает движение. Во время остановки с автомобилем нельзя производить никаких работ. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил.
Стюарды - то же, что комиссары.
Судейская вышка - вышка, которая расположена на финишной лини, на которой располагается главный судья гонки.
Суперлицензия - для того, чтобы принять участие в любом соревновании, проводимом под эгидой ФИА, необходимо заполучить особую лицензию гонщика – документ, который подтверждает, что обладатель этой лицензии имеет право сесть за руль машины соответствующего класса. Каждая гоночная лицензия должна обязательно включать в себя логотип и заголовок ФИА, название и идентификационный номер лицензии, уровень лицензии, даты действия, полное имя, дату рождения и актуальную фотографию гонщика, а также результаты медицинского заключения по зрению, и по специальному медицинскому надзору, если таковой требуется.
Т
Телеметрия - болид Формулы-1 постоянно посылает информацию от сотни датчиков в боксы команды. Команда имеет полное представление о состоянии болида
Категория: Справочник | Добавил: Gibbonn (07.08.2010)
Просмотров: 3079 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
On-line TV

Поиск

Лучшие сайты категории Формула-1
Copyright MyCorp © 2025 Конструктор сайтовuCoz