В своём блоге британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен
рассуждает на тему уникальности Формулы 1 – спорта высших достижений, в
котором не практикуются услуги тренеров…
Джеймс Аллен: «На днях я читал о теннисисте Энди Мюррее, который
одолел Роджера Федерера и выиграл турнир вскоре после расставания с
тренером. Многим это показалось удивительным, ведь чем больше вы знаете
об этом, тем больше понимаете, насколько большую роль тренеры играют в
карьере сильнейших спортсменов. Гольф, теннис, олимпийские дисциплины,
футбол, регби, баскетбол – везде есть армии тренеров, постоянно
работающих со спортсменами.
А что же гонщики Формулы 1? Многие из них работают с наставниками в
начале карьеры, тренируются под руководством опытных Роба Уилсона или
Джона Стивенса в младших сериях, но берут ли они их с собой на Гран При?
Конечно, нет. Работа с тренером не входит в культуру Формулы 1.
В чём причина? Многие бывшие гонщики могли бы стать отличными
наставниками, но если вам нужна помощь со стороны, то в Формуле 1 это
может быть воспринято, как слабость.
Отчасти, дело в прогрессе машин. Я помню, как Михаэль Шумахер
говорил, что у него есть ограниченное время на посту советника Ferrari и
наставника Фелипе Массы, ведь очень скоро машины станут отличаться от
тех, на которых он выступал, а решающие десятые приносит идеальное
управление. Тем не менее, нет сомнений в том, что Шумахер помог
прогрессу Фелипе – когда началось их сотрудничество, Масса серьёзно
прибавил, а сегодня ему не хватает этой помощи. Впрочем, и Шумахеру
оказалось непросто адаптироваться к машинам 2010 года и новой резине.
Но, кто бы мог стать тренером для семикратного чемпиона?
В McLaren практиковали работу с тренерами, я думаю, что Хаккинен,
Култхард, Монтойя и Райкконен тренировались под руководством Уилсона и
Стивенса. Им помогал и Ален Прост после отставки и до того, как
возглавил команду. Такой подход не стал общепринятым, но это не значит,
что у всех гонщиков идеальная техника и нет никаких проблем.
Как у любых спортсменов, у них бывают хорошие и плохие дни. В других
соревнованиях результаты анализируются специалистами, а потом начинается
работа по устранению недостатков. В Формуле 1 этим занимаются инженеры –
вместе с гонщиками они просматривают телеметрию, находят участки, на
которых теряется время, и предлагают альтернативные варианты их
прохождения. В собственных проблемах гонщики разбираются сами, но
времени на это в плотном графике уик-энда почти нет, а возможность
работы на трассе крайне ограничена. Правда, сейчас используются
симуляторы, которые могут оказаться весьма полезными для тренировок.
Гонщикам Формулы 1 приходится больше полагаться на свой талант и
способности, чем другим спортсменам. Они сами справляются с трудностями,
многие действительно прогрессируют, но некоторым не удаётся добиться
стабильности. В этом сезоне проблемы возникали у Массы, Лиуцци,
Хюлкенберга и Петрова. Интересно, насколько смог бы помочь им
квалифицированный тренер?
На сайте Стивенса есть отзывы гонщиков, которых он тренировал, самый
любопытный – от Эдриана Ньюи, который в последние годы ведёт серьёзную
борьбу на трассах. Он сказал: «День, проведённый с Джоном, помог мне
перенести понимание динамики машины в более точное управление, оно стало
более дисциплинированным, что сразу сказалось на скорости. Для меня
участие в гонках – хобби, но я думаю, что многие профессиональные
гонщики могли бы извлечь пользу из тренировок Джона».
Одна из возможных проблем в том, что звёзды Формулы 1 относятся к
этому не очень серьёзно. С одной стороны может прозвучать вопрос: «Чему
он может меня научить», с другой – команде придётся раскрыть перед
тренером информацию, которая доступна только узкому кругу лиц, но не
приглашенному специалисту.
Кроме гоночных инженеров, у всех пилотов Формулы 1 есть
физиотерапевты, но они заботятся о физической, а не гоночной форме.
Поддержка кондиций вдали от трасс, разогревающий массаж перед сессией,
но ни у кого из них нет опыта участия в гонках на высшем уровне или
выбора лучшей траектории прохождения поворота. Многие гонщики хранят
информацию и комментарии по поводу разные трасс в своём компьютере, но
этот подход не кажется мне научным.
В Формуле 1, в элитном спорте высших достижений, действительно
странное отношение к занятиям с тренером. Привычный сценарий – дебют в
чемпионате за счёт таланта и результатов, и постепенный прогресс, но
может ли каждый гонщик был уверен в том, что он максимально использует
свой потенциал? Если нет, то кто сможет помочь?»
Источник