Участники: Роберт Кубица (Renault), Сакон Ямамото (HRT), Хейкки
Ковалайнен (Lotus), Фелипе Масса (Ferrari), Рубенс Баррикелло
(Williams).
Вопрос: Роберт, вы считаете эту гонку домашней, не так ли?
Роберт Кубица: Да, ведь этот этап проходит ближе всего к Польше, и
сюда приезжает немало моих болельщиков. Раз уж у нас нет польского Гран
При, венгерскую гонку можно смело назвать домашней.
Вопрос: Здесь действительно много поляков?
Роберт Кубица: Пока нет, но я предполагаю, их число заметно
возрастет. По-моему, в Венгрии большинство болельщиков – это поляки и
финны. Следовательно, на трибунах должно быть немало моих
соотечественников.
Вопрос: Вы говорили, что трасса должна вам подойти
– возможно, не так, как Монако, но все равно – это практически уличный
автодром. По крайней мере, именно так его описывают…
Роберт Кубица: Полагаю, здесь мы можем оказаться чуть
ближе к лидерам – характеристики трассы лучше подходят нашей R30. После
Монако многие машины были серьезно доработаны, большинство сейчас
оснащены воздуховодом, хотя в Венгрии он не имеет решающего значения.
Тем не менее, данный элемент обеспечивает заметное преимущество в
скорости, так что посмотрим, как все сложится.
Вопрос: Говорят, моторам Renault не хватает мощности… Вы согласны с таким утверждением?
Роберт Кубица: Трудно сказать. Судя по показателям, нам
действительно не хватает лошадиных сил, но насколько – сложно судить.
Здесь нет никакого секрета – к сожалению, наши моторы уже не первый год
являются далеко не самыми мощными.
Вопрос: Сакон, насколько сложно возвращаться в Формулу 1 уже по ходу сезона?
Сакон Ямамото: Да, это не самый лучший вариант возращения в
чемпионат, но раз уж мне представилась такая возможность, я безумно
благодарен команде и сделаю все необходимое, чтобы в своей третьей гонке
выложиться по максимуму.
Вопрос: Вы неплохо знаете венгерскую трассу…
Сакон Ямамото: Да, в 2006-м и 2007-м годах я гонялся здесь за
Super Aguri и Spyker, а в 2008-м выступал в GP2, так что для меня это
четвертый визит на Хунгароринг.
Вопрос: И вам нравится сам автодром. Насколько
успешным может быть ваш результат? Или здесь невозможно изменить
существующий расклад сил?
Сакон Ямамото: Мне нравится конфигурация, но нас в любом
случае ждёт здесь очень непростой этап. Тем не менее, я постараюсь
получить удовольствие от борьбы и готов все время атаковать.
Вопрос: Рубенс, если вы помните, вам уже доводилось побеждать на Хунгароринге. Для вас это любимая трасса?
Рубенс Баррикелло: Причем тут память?
Вопрос: Ну, это было пару лет назад…
Рубенс Баррикелло: Возможно, даже больше. Мне действительно
нравится Хунгароринг – здесь никогда не бывает стандартных сценариев.
Всякий раз машина ведет себя немного по-другому, а по ходу уик-энда
приходится не раз менять настройки. К примеру, в субботу условия могут
быть совершенно иными, чем в пятницу, и если начнется дождь, нужно
всерьез задуматься о выборе шин. Квалификация имеет решающее значение,
ведь для удачной гонки необходимо занять максимально высокую стартовую
позицию…
Вопрос: Если завтра нас ждет дождливая погода, на
восстановление достаточного уровня сцепления с трассой потребуется
больше времени?
Рубенс Баррикелло: По-моему, дождь лишь добавляет интереса! В
пятницу и субботу мы стараемся добиться идеального поведения машины –
это само по себе непросто, а дождь вдвойне осложняет задачу. Приходится
соответствующим образом корректировать настройки, а отсутствие слоя
прикатанной резины создает ситуацию, в которой все быстрые машины совсем
не обязательно окажутся в первых рядах – некоторые из более медленных
соперников могут выйти вперед.
Подчас нелегко пилотировать машину, способную пробиться в финал
квалификации, но страдающую определенной нехваткой скорости – тем не
менее, здесь мы можем выступить очень неплохо, я надеюсь заработать
очки.
Вопрос: Трасса подходит машине Williams? Или наоборот, машина подходит трассе?
Рубенс Баррикелло: Сложно сказать – мне не приходилось гоняться
здесь на Williams, но в прошлом году на Хунгароринге команда
квалифицировалась очень неплохо. Эта трасса во многом напоминает Монако –
максимальный уровень прижимной силы и прочие факторы… Думаю, мы можем
рассчитывать на успех. Подход остается простым – нужно работать на
пределе.
Вопрос: Фелипе, в прошлом году на этой трассе вы
угодили в очень неприятную аварию. Если я правильно понял, сегодня вы
посетили местный госпиталь и встретились с его сотрудниками. Расскажите,
как все прошло…
Фелипе Масса: Учитывая все события, которые происходили
здесь со мной, это действительно особенное место. В 2007-м я неудачно
выступил в квалификации и стартовал из хвоста пелотона. В 2008-м я вел
едва ли не лучшую гонку в своей карьере – уже к первому повороту
пробился с третьей позиции на первую, взял хороший темп, но после
середины дистанции был вынужден сбросить скорость, чтобы сберечь машину и
сохранить при этом лидерство, однако за три круга до финиша мотор
все-таки не выдержал.
В прошлом году сезон изначально складывался очень неудачно – нам
всерьез не хватало скорости. Тем не менее, в Венгрии мы выглядели
весьма неплохо: Кими Райкконен финишировал вторым, а я неплохо провел
свободные заезды и рассчитывал на успешный результат, когда случился тот
сумасшедший инцидент – самый опасный в моей карьере.
Впрочем, несмотря на эти неприятности, мне по-прежнему нравится эта
трасса – здесь я получаю колоссальную поддержку, особенно после
прошлогодней аварии. Мы продолжим работу, посмотрим, какого результата
сможем добиться.
Вопрос: Вам удалось встретиться с персоналом госпиталя?
Фелипе Масса: Да, я приезжал в госпиталь, встретился с
сотрудниками, которые когда-то вытащили меня из кокпита и проделали все
необходимые процедуры. Нет ничего лучше, чем снова увидеть людей,
готовых в любой момент прийти на помощь.
Вопрос: Неделю назад вы говорили, что на более
жесткой резине чуть хуже чувствуете машину. Вас устраивают составы,
предложенные для этой гонки?
Фелипе Масса: Думаю, да – сочетание составов выглядит намного привлекательнее, чем в предыдущих гонках, где мы использовали жесткую резину.
Вопрос: И пара слов о предыдущем уик-энде. Что вы чувствуете после гонки в Хоккенхайме?
Фелипе Масса: У всех бывают непростые времена, но мы
постоянно учимся и должны непременно смотреть вперед, становиться
сильнее. Я вполне уверен в себе и готов бороться за победу.
Вопрос: Хейкки, вам также доводилось побеждать в Венгрии. Для вас это любимая трасса?
Хейкки Ковалайнен: Определенно, это трасса, на которую мне
хочется возвращаться вновь и вновь! Здесь я одержал свою первую победу –
правда, для Фелипе та гонка сложилась крайне неудачно. Он и Льюис
Хэмилтон вели потрясающую борьбу, и в тот день я заслуживал лишь
третьего места, однако у обоих лидеров возникли проблемы.
Для меня это был незабываемый момент – кроме того, Гран При Венгрии я
могу в какой-то степени считать домашней гонкой, ведь в Будапешт
традиционно приезжает немало финских болельщиков. Я всегда жду этот
этап, и мне действительно нравится венгерская трасса. Пожалуй, на этот
раз нам будет сложно выиграть гонку, но я смогу насладиться уик-эндом.
Вопрос: Есть предположение, что характеристики Хунгароринга подойдут вашей машине…
Хейкки Ковалайнен: На самом деле, это не имеет никакого значения,
не так ли? Возможно характеристики трассы подходят нашей машине, но
если нет, это ничуть не меняет задачу, которая заключается в том, чтобы
быть впереди наших соперников, даже если те добились заметного прогресса
– как в случае с Virgin.
В Хоккенхайме я все время висел у них на хвосте и за счет пит-стопа смог
выйти вперед – надеюсь, нечто подобное повторится в Венгрии. Такова
первая цель, кроме того, мне интересно взглянуть на отставание от прочих
соперников – возможно, оно окажется меньше, чем, скажем, в
Сильверстоуне. Скоростные автодромы не подходят нашей машине, там
откровенно не хватает прижимной силы, но здесь у нас может быть
небольшое преимущество.
Вопрос: Насколько вас беспокоит вопрос надежности?
Хейкки Ковалайнен: В Хоккенхайме у меня не возникло
никаких серьезных проблем, но вот Ярно – похоже, он собрал все
неприятности. Скрестим пальцы – надеюсь, в этот раз обе машины без
проблем отработают уик-энд и смогут добраться до финиша.
Да, у нас есть определенные опасения, и мы не можем утверждать, что
проблем удастся избежать, однако команда сделает все возможное, чтобы
обеспечить нам максимальный уровень надежности.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Рубенс, о чем вы
подумали, когда услышали приказ из боксов, адресованный Фелипе? Вы
сожалеете, что вам самому пришлось точно так же пропустить напарника во
время Гран При Австрии 2002 года? И к вам, Фелипе. Учитывая мнение
бразильских СМИ, вам не кажется, что в предыдущий уик-энд вам следовало
поступить несколько иначе?
Рубенс Баррикелло: Мне на самом деле жаль, что Фелипе оказался в
столь неприятной ситуации. Никто не должен сталкиваться с такими
приказами – Фелипе мой друг, и мне бы хотелось, чтобы с ним не случалось
ничего подобного.
Фелипе Масса: Спустя год после аварии я вел неплохую гонку, но… Впрочем, мы должны смотреть в будущее и думать о предстоящем уик-энде.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport)
Фелипе, этот инцидент повлияет на ваши планы дальнейшего сотрудничества с
Ferrari? Наверное, вы не предполагали такого развития событий…
Фелипе Масса: Этот инцидент сделал меня еще сильнее.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo)
Фелипе, после гонки в Хоккенхайме я спросил, не опасаетесь ли вы за то,
как будете выглядеть в глазах своих земляков. Вы ответили: «Нет». Спустя
неделю мы поняли, как бразильцы восприняли тот маневр – некоторые
считают, что вы предали свою страну. Ваше мнение?
Фелипе Масса: Ни в коем случае – я всегда делал для своей
страны всё, что в моих силах. Для меня нет ничего важнее Бразилии, и
своими поступками я не раз доказывал, что я способен сделать ради нее.
Тот, кто говорит о каком-то предательстве, совершенно не прав – я всегда
буду делать для своей страны все возможное.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association)
Фелипе, прежде всего, добро пожаловать в Будапешт. Во время воскресной
пресс-конференции в Хоккенхайме ни вы, ни Фернандо Алонсо не признали
факт использования командной тактики, однако позже FIA признала Ferrari
виновной, выписала солидный штраф и передала дело на рассмотрение
Всемирного Совета по автоспорту. Могу ли я узнать ваше мнение на этот
счет? Еще вы говорили, что здесь, в Венгрии, готовы бороться за победу –
если повторится ситуация недельной давности, полагаете, вам позволят
финишировать первым?
Фелипе Масса: Как я уже говорил, нет смысла постоянно
возвращаться к событиям предыдущего уик-энда – нужно думать о настоящем.
Мы уже много говорили о той гонке, а здесь я в любом случае буду
бороться за победу.
Вопрос: (Адрианна Равелли – Corriere della Sera)
То есть, снова оказавшись в подобной ситуации, вы отреагируете точно так
же, или поступите иначе?
Фелипе Масса: Я доведу гонку до победы.
Вопрос: (Анне Джунтини – L'Equipe) Фелипе, мы
понимаем, когда вы говорите, что работаете на команду, но после событий
недельной давности это может превратиться в работу на собственного
напарника…
Фелипе Масса: Нет, я работаю на команду, и мы все прекрасно знаем, как важно работать на общий результат.
Вопрос: (Анне Джунтини – L'Equipe) Но если ваш напарник сражается за титул, это зависит, прежде всего, от его усилий…
Фелипе Масса: Думаю, вы прекрасно помните, что происходило в
2007-м, 2008-м годах, не так ли? Иногда нет смысла набирать максимум
очков, но если у команды есть реальные шансы на победу, мы должны
работать как можно лучше.
Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Фелипе, команда
заверила вас, что вы сможете на равных бороться за титул? Вы обсуждали
этот вопрос? Инцидент не отразился на вашей мотивации?
Фелипе Масса: Конечно, я беседовал с командой. Я выступаю не для
того, чтобы просто гоняться – я здесь ради победы. Пока я способен
претендовать на первые места, мы должны бороться за максимальный
результат, но если ситуация меняется, я должен работать на команду. Я
профессионал, и вы должны понять мою точку зрения.
Вопрос: (Холли Самос – BBC Radio Five Live) Вопрос
для Рубенса, Фелипе и всех, кто пожелает ответить… Не следует ли
полностью запретить приказы из боксов? Ваше мнение?
Рубенс Баррикелло: Не нам решать. Когда бы ни запрещали указания
из боксов, всякий раз появлялись другие способы приказать гонщику
сбросить скорость. Иногда ты думаешь: «Подобных ситуаций быть не
должно», но команда может действовать по своему усмотрению. Полагаю, нам
следует каким-то образом прекратить это, иначе дело может обернуться
скандалом.
Когда ты выезжаешь на трассу, тебе хочется опередить соперника, но я
не буду чувствовать себя комфортно, если вы скажете: «Я дам тебе нечто,
что позволит быть быстрее конкурента». Я никогда не прибегал к подобным
уловкам и потому переходил из одной команды в другую.
Решение проблемы зависит от тех, в чьих руках сосредоточена власть, а
гонщики должны свободно бороться на трассе. В конце концов, в чем
проблема? Если ты проиграл чемпиону всего одно очко, смирись. Или
по-другому: у тебя был шанс, ты им воспользовался и выиграл титул с
преимуществом в одно очко – так разве это только потому, что кто-то
позволил тебе победить? Если для чемпионства нужно вести себя нечестно,
меня это не устраивает. Я буду воспитывать своих детей так же, как меня
воспитывал мой отец, и не планирую ничего менять.
Хейкки Ковалайнен: Мне бы не хотелось участвовать в дискуссии – я здесь ради гонки.
Роберт Кубица: Ситуация не такая уж и простая. Каждый из нас
работает на свою команду, и нравится нам это или нет, есть одна цель на
весь коллектив. Если есть хоть малейший шанс помочь команде улучшить
свое положение в зачете чемпионата, вполне естественно, чтобы гонщикам
давали указания, которым они должны следовать.
Да, иногда трудно заставить себя пропустить напарника, но иногда так
лучше для команды – данный принцип будет действовать до тех пор, пока мы
попросту не запретим обгоны между напарниками, но такой вариант в
принципе невозможен. Ситуация была такой десять лет назад и вряд ли
изменится в ближайшие годы.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Рубенс, в Ferrari
вам приходилось сталкиваться с подобной ситуацией. Какой совет вы могли
бы дать Фелипе? Как ему следует вести себя с командой?
Рубенс Баррикелло: Мы уже беседовали по телефону, и этот разговор
останется между нами. Я всего лишь выразил свое мнение – не было смысла
вдаваться в рассуждения. Сейчас Фелипе чувствует то же самое, что
чувствовал я несколько лет назад.
Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) Фелипе, не
могли бы вы обозначить факты? Отныне вы – гонщик №2? Если нет, то какой
смысл просто так отдавать Фернандо семь очков? Мы знаем вас как
отличного гонщика и настоящего бойца, но многие из нас были удивлены
вашим поступком в предыдущий уик-энд…
Фелипе Масса: Когда я признаю себя вторым номером, то сразу повешу шлем на гвоздь, но пока я себя таковым не считаю.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello
Sport) В Сильверстоуне Марк Уэббер заявил: «Если бы я знал, что дело
обернется таким образом, то, возможно, не подписал бы контракт». Разве
вы не чувствуете нечто подобное?
Фелипе Масса: Нет. Честно говоря, многие журналисты явно
пытаются говорить за меня. У меня есть свое мнение, и я не намерен
вдаваться в дальнейшие рассуждения.
Вопрос: (Алессандро Бербик – Fox TV Serbia)
Рубенс, оставим, наконец, предыдущую тему. Трехсотый старт в Гран При –
когда вы достигли отметки в 257, вашу машину специально окрасили в
оригинальную цветовую схему. Планируете нечто подобное? Триста стартов –
солидное достижение!
Рубенс Баррикелло: Не знаю, когда это вы успели насчитать триста
стартов, но юбилей я планирую отметить в Спа. Гран При Бельгии станет
моим трехсотым стартом в Формуле 1, тогда как двести пятьдесят седьмой
пришелся на турецкий этап. Кстати, спасибо за смену темы, весьма любезно
с вашей стороны!
Да, это фантастический момент – приблизиться к отметке в триста гонок
и по-прежнему оставаться конкурентоспособным, иметь возможность
наслаждаться машиной и выступать за легендарную команду. В честь этого
события в Спа я буду гоняться в шлеме с оригинальной раскраской – не
знаю, планирует ли команда каким-либо образом украсить машину, но я на
самом деле безумно горжусь тем, что мне удалось приблизиться к столь
значимому рубежу.
Честно говоря, я не мечтал о чем-то подобном – возможно, когда-нибудь я
буду спокойно сидеть в кресле и думать обо всех этих достижениях, но
сейчас для меня главное то, что я по-прежнему могу управлять машиной и
бороться за позиции.
Вопрос: (Алессандро Бербик – Fox TV Serbia) Что ж,
мои поздравления! Однако должен напомнить, что когда вы достигли
отметки в 257 стартов, вы заявили, что следующая цель – отметка в три
сотни. Что теперь? Триста пятьдесят?
Рубенс Баррикелло: Четыреста! Почему бы и нет?
Вопрос: (Алессандро Бербик – Fox TV Serbia)
Фелипе, вам не кажется, что после прошлогодней аварии в начале уик-энда
вы будете чувствовать себя немного некомфортно?
Фелипе Масса: Ничуть, мой подход к работе совершенно не
изменился. Честно говоря, я не помню свою аварию. Я не помню, в каком
повороте это произошло, хотя неоднократно просматривал тот момент в
записи. Когда закрываешь визор шлема, ты не думаешь о подобных вещах, а
стараешься сработать по максимуму. Уверен, на этот раз на машине Рубенса
стоят более прочные пружины!
Рубенс Баррикелло: Можешь не сомневаться! Не думаю, что у
Фелипе возникнут какие-то опасения. Три месяца назад в Бразилии мы
вместе играли в покер, и в какой-то момент он сказал: «У меня есть для
тебя сюрприз», - и достал тот самый шлем, который был на нем в момент
аварии. Это испортило мне весь вечер, я начал проигрывать деньги, а его
это только позабавило! Уверен, он будет гнать во весь опор без риска…
Кстати, я сам теперь выступаю в другой команде, так что Фелипе в полной
безопасности!
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) У
меня вопрос для Хейкки. На этой неделе многие обвиняли Ferrari в
неспортивном поведении и использовании командной тактики, однако, если я
не ошибаюсь, в 2008 году, в Хоккенхайме, вы получили от Рона Денниса
практически такое же сообщение: «Льюис едет намного быстрее тебя», -
после чего британец прошел вас буквально в том же повороте, где Фелипе
уступил дорогу Фернандо, а в конце сезона выиграл титул с преимуществом в
одно очко. Это правда?
Хейкки Ковалайнен: Я этого не помню. По-моему, нет смысла копаться в прошлом – я приехал сюда вместе с Lotus, и больше мне нечего добавить.
Источник