Когда гонщики жалуются на нехватку скорости, речь обычно идёт не о
максимальных значениях, а о скорости прохождения того или иного
поворота, их связки или конкретного сектора, о компромиссе между
скоростью и прижимной силой.
К примеру, машины Red Bull Racing редко возглавляют протокол в точке
замера максимальной скорости, преимущество достигается за счёт лучшего
прохождения быстрых и среднескоростных поворотов.
Журналисты британского F1Racing проанализировали нагрузки на элементы
машины в восьмом повороте турецкой трассы, который проходится на
скорости около 260 км/ч…
Пэт Симондс: «Скоростные повороты – лучшая проверка эффективности
машины Формулы 1. За рулём дорожного автомобиля вы бы проехали их на
скорости не более 110 км/ч, да и то – рискуя перевернуться, а гонщики
Формулы 1 проходят такие повороты на шестой передаче со скоростью около
250 км/час. Несмотря на гидроусилитель, нагрузка на руль достаточно
велика, перегрузки достигают 4g, но и в этих условиях важно отыграть у
соперников несколько десятых».
Резина
Задние шины весят около 11 кг и на подобных скоростях испытывают
перегрузки более 1,500g, поэтому прокол иногда очевиден не сразу, а
потом колесо быстро разрушается.
Вращаясь со скоростью около 2000 оборотов в минуту, резина
прогревается до 120 градусов, если температура поднимется выше, может
возникнуть пузырение. Из-за большой разницы температур между внешним
слоем и композитным каркасом фрагмент резины плавится и на этом месте
возникает пузырь. Современные составы более устойчивы к перегреву, но
проблема всё ещё существует.
Подвеска
Нагрузка на рычаги подвески внешних колёс в восьмом повороте
Истанбул-Парка превышает 2.5 тонны, при этом элементы передней подвески
не должны смещаться более, чем на 20 мм, а задней – на 50 мм. Для
эффективного сцепления в скоростных поворотах выбираются максимально
жесткие настройки подвески.
Антикрылья
На скорости около 260 км/ч переднее и заднее антикрыло, при средних
настройках, добавляют к весу машины около 1200 кг. Чем выше скорость,
тем больше нагрузка на элементы аэродинамики, иногда антикрылья не
выдерживают и разрушаются именно на прямых или в скоростных поворотах.
Двигатель
На выходе из восьмого поворота мотор работает почти в пиковом режиме –
потребление топлива возрастает до 3.5 литров в минуту. Клапана
открываются и закрываются 150 раз в секунду, выдерживая перегрузки в
10,000g. Поршни в этот момент движутся со скоростью 40 метров в секунду,
испытывая нагрузку в 8,700g.
Не вся энергия топлива преобразуется в скорость, её большая часть
уходит в тепло, поэтому система охлаждения должна справляться с тепловой
нагрузкой в 200 кВт. Такой мощности, к примеру, достаточно для
обеспечения горячей водой и отоплением восьми современных частных домов с
тремя спальнями.
Источник