
В эту пятницу исполняется 60 лет с тех пор, как был
назван первый чемпион мира в Формуле-1. В начале сентября 1950 года 29
гонщиков собрались в итальянской Монце, дабы поставить точку в первом
сезоне гоночной суперсерии.
Соревнования на автомобилях стали проходить, как
только машины вышли в серийное производство. Уже с начала прошлого века
этапы Гран-при были по всей Западной Европе, а также в Штатах,
Аргентине, Ливии, Марокко. С 1930 по 1933 года ведущие пилоты гонялись
даже во Львове, тогда входившем в состав Польши. В 1931 году львовский
этап выиграл знаменитый немец Ханс Штук (потом три сезона выступал в
Ф-1) — отец Ханса-Йоахима Штука, в прошлом гонщика Формулы-1, а ныне
известного эксперта и телекомментатора.
Затишье наступило во время Второй мировой войны, а
после 1945-го состязания возобновились. Но они носили хаотический
характер, и навести порядок из хаоса предложил бывший пилот "Феррари"
Антонио Бривио-Сфорца. На заседании ФИА он внес предложение об
организации чемпионата среди гонщиков на машинах Формулы А, с четко
прописанными правилами и формулой определения победителя. А чтобы
состязание получило мировой статус, Бривио-Сфорца решил включить в
календарь гонку "500 миль Индианаполиса", которая проходила по своим
правилам.
Впервые моторы загудели на чемпионате Формулы-1 (А
заменили на единицу) 13 мая 1950 года в британском Сильверстоуне.
Посмотреть на рождение самой престижной гоночной серии пожаловал даже
король Великобритании Георг IV с супругой. На старт вышли 23 пилота из
17 команд. Первую гонку в упорной борьбе, опередив всего на 2,6 секунды
Фаджиоли, выиграл 43-летний итальянец Нино Фарина. Пилоту "Альфа Ромео"
суждено было стать и первым чемпионом Королевских гонок.
Решающая битва прошла 3 сентября в Монце. Титул между
собой должны были разыграть Фарина и Хуан-Мануэль Фанхио. Квалификацию
выиграл Фанхио. Но гонка не сложилась для аргентинца, который
впоследствии выиграет пять титулов. Сначала на его болиде сломалась
коробка передач, а потом сдал двигатель на машине Таруффи, которую
"арендовал" Хуан-Мануэль — и титул достался Фарине.
Надо сказать, что в те времена правила в Ф-1 были
дикими. До конца 50-х годов после поломки пилотам разрешалось забирать
машину у партнера по команде и продолжать гонку. Очки, набранные
несколькими гонщиками, сменявшими друг друга, делились поровну. Система
начисления баллов была следующей: 8-6-4-3-2 плюс 1 очко за быстрый круг в
гонке. В итоговой классификации первого чемпионата учитывались лишь
четыре лучших результата из семи Гран-при сезона.
НАША ЭРА. За 60 лет в Формуле-1
много чего изменилось. Главное достижение Королевских гонок —
безопасность. Если раньше любая серьезная авария заканчивалась летальным
исходом, то после гибели Айртона Сенны в 1994-м серьезно поменяли
правила. Изменена конструкция кокпита, которая защищает пилота при
боковых ударах. Гонщики одеты в спецкостюмы, которые около минуты
выдерживают открытый огонь, а также в белье, подшлемники, обувь и
перчатки из негорючих материалов. Шею спортсменов, подвергающуюся во
время аварий огромным нагрузкам, бережет система защиты шеи и головы
HANS. Июньский пример из Валенсии — на скорости 305 км/ч Марк Уэббер
врезался в Ковалайнена, сделал мертвую петлю и влетел в отбойник. Ни
царапинки.
А вот кадровая схема в Ф-1 за полвека не изменилась.
Есть богатые пилоты, которые покупают места в командах — так им хочется
гоняться! И есть богатые команды, которые покупают гонщиков — чтобы
побеждать. Разница лишь в суммах. На заре Ф-1 место в кокпите стоило
пару десятков тысяч долларов, а гонорары пятикратного чемпиона Фанхио
были по 100 тысяч в год. Сейчас — спонсоры Виталия Петрова платят за его
место в "Рено" 15 млн евро в год, а двукратный чемпион Фернандо Алонсо в
"Феррари" получает 30 млн...
Источник